Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Память – сложный психический процесс, состоящий из нескольких процессов, связанных друг с другом. Память нужна человеку. Она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт. Вся консолидация знаний и умений относится к работе памяти. В результате психологическая наука сталкивается с рядом сложных проблем, которые являются частью изучения процессов памяти.
Исследованиями памяти в настоящее время заняты представители различных наук: психологии, биологии, медицины, генетики и других. В каждой из этих наук существуют свои теории памяти: психологические (г. Эббингаус, К. Левин, П. Иоанн), биогенетические (И. П. Павлов, И. М. Сеченов), физиологические (Л. С. Выготский).
Исследования А. А. Смирнова и П. И. Зинченко рассматривали память как процесс, раскрывающий новые существенные законы памяти как осмысленной деятельности ребенка. Память не является самостоятельной функцией, а тесно связана с личностью, ее внутренним миром, интересами, стремлениями. Поэтому развитие и совершенствование происходят параллельно с развитием ребенка.
В процессе обучения одной из важных задач учителя является систематическая и целенаправленная работа по развитию памяти учеников. Кроме того, работа должна быть направлена не просто на запоминание ряда фактов, а прежде всего на обучение приемам рационального запоминания с их соответствующей мотивацией.
Уроки математики помогают развитию памяти. В этой работе мы рассмотрим комплекс задач, направленных на развитие памяти школьников.
В настоящее время существует множество подходов к изучению процессов памяти, в целом их можно рассматривать как многоуровневые, так как существуют теории памяти, изучающие эту сложную систему психической деятельности на психологическом, физиологическом и нейронном уровнях, а также на биохимическом уровне. Многие теории сегодня остаются на уровне гипотез.
Школьный возраст - самая благодатная почва для развития памяти в ее многообразии. В настоящее время многие страны, включая США, Японию, Англию, Канаду, Германию и Венесуэлу, вкладывают огромные средства в систему образования, производят множество сложных устройств и систем для повышения уровня развития памяти в процессе обучения математике.
Изучением памяти занимались многие зарубежные и отечественные ученые, такие как Г. Эббингхаус, Х. Фрейд, А. Бине, К. Бюлер, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, Б. С. Зейгарник, Л. С. Выготский и другие.
Исследованиями памяти и в настоящее время заняты представители различных наук: медицины, генетики, психологии, кибернетики и других. Многие вопросы, касающиеся проблемы памяти, остаются спорными.
Исходя из актуальности проблемы, мы выбрали тему исследования.
При изучении психолого-педагогической литературы мы выявили противоречие между необходимостью развития памяти школьников и небольшим количеством разработок по развитию памяти детей школьного возраста в процессе изучения математики.
Выявленное противоречие позволило выявить проблему исследования: выявить условия развития памяти школьников в процессе изучения математики.
Эта проблема позволила сформулировать тему исследования: «Развитие процессов памяти у учащихся средствами математики».
Объект исследования: процесс развития памяти школьников.
Предмет исследования: условия развития памяти школьников средствами математики.
Цель исследования: выявить теоретически и посредством экспериментальных работ проверить условия развития памяти школьников в процессе изучения математики.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Айсмонтас, Б.Б. Общая психология: Схемы [Текст]/Б.Б.Айсмонтас. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2015. - 288 с.
2. Аткинсон, Р. Человеческая память и процесс обучения [Текст]/Р.Аткинсон. - М.: Наука, 2016. - 321 с.
3. Битянова, М.Р. Работа психолога в школе [Текст]/М.Р.Битянова, Т.В.Азарова, Е.И.Афанасьева, Н.Л.Васильева. - М.: Совершенство, 2018. - 467 с.
4. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. М.В. Гамезо, М.В. Матюхиной, Т.С. Михальчик. - М.: Просвещение, 2018. - 547 с.
5. Выготский, Л.С. Психология [Текст]/Л.С.Выготский. - М.: Эксмо-пресс, серия «Мир психологии», 2016. -108 с.
6. Гальперин, П.Я. Формирование умственных действий [Текст]/П.Я.Гальперин // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. - М.:Просвещение, 2015.- 234 с.
7. Давыдов, В.В. Предметная деятельность и онтогенез познания [Текст]/В.В.Давыдов, В.П.Зинченко // Вопросы психологии, 2015, №5. - с. 12.
8. Дубровина, И.В. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи [Текст]/И.В.Дубровина, М.И.Лисина// Возрастные особенности психического развития детей. - М.: Инфра-М, 1998.- 110с.
9. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология [Текст]/В.Н.Дружинин.- Спб.: Питер, 2016. - 354 с.
10. Зейгарник, Б.В. Личность и патология деятельности [Текст] / Б.В.Зейгарник. - М., 2018.
11. Зеньковский, В.В. Психология детства [Текст]/В.В.Зеньковский. - Екатеринбург: Деловая книга, 2015. - 350 с.
12. Краткий психологический словарь/Ред.-сост. Л.А. Карпенко: Под общ.ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2018. - 347 с.
13. Корсакова, Н.К. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении школьников [Текст]/Н.К.Корсакова, Ю.В.Микадзе, Е.Ю.Балашова. - М.: Педагогика, 2017.
14. Леонтьев, А.А. Л.С. Выготский [Текст] / А.А.Леонтьев. - М.: Просвещение, 2018. – 237 с.
15. Леонтьев, А.Н. Развитие высших форм запоминания [Текст] / А.Н.Леонтьев// Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти. - М.: просвещение, 2016. - 672 с.
16. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения [Текст]/А.Н.Леонтьев. - М.: Наука, 2019. - 219 с.
17. Мухина, В.С. Детская психология/Под ред. Венгера Л.А. [Текст]/В.С.Мухина. - М.: Просвещение, 2015. - 271 с.
18. Пиаже, Ж. Суждение и рассуждение ребенка [Текст]/Ж.Пиаже.- СПб: СОЮЗ, 2018.- 187 с.
19. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка [Текст]/Ж.Пиаже. - М.: Педагогика-Пресс, 2019. - 528 с.
20. Практическая психология образования. Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: ТЦ «Сфера», 2018. - 327 с.
21. Психическое развитие школьников / Под ред. В. В. Давыдова. - М.: Юнити-Дана, 2017.- 84 с.
22. Психологический словарь. Под общ ред. Неймера Ю. Л. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 352 с.
23. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]/С.Л.Рубинштейн. - М.: Учпедгиз, 2019. - 321 с.
24. Самоукина, Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы [Текст]/Н.В.Самоукина. - М.: Новая школа, 2015.- 312 с.
25. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе [Текст] /В.И.Слободчиков, Е.И.Исаев. - М.: Школьная пресса, 2016.- 436 с.
26. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии [Текст] / Г.А.Урунтаева, Ю.А.Афонькина. - М.: Просвещение: Владос, 2015. - 291с.
27. Фридман, Л.М. Психология детей и подростков: Справочник для учителей и воспитателей [Текст]/Л.М.Фридман. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2016. - 480 с.
28. Цукерман, Г.А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность школьников [Текст]/Г.А.Цукерман // Вопросы психологии.- 2017.- №5. - с. 15-21.
29. Черемошкина, Л.В. Развитие памяти детей [Текст]/Л.В.Черемошкина. - Ярославль: Академия развития, 2017. - 317 с.
30. Чуприкова, Н.И. Умственное развитие и обучение [Текст] / Н.И. Чуприкова. - М.: АО «Столетие», 2018. - 192с.